Когда робот станет причиной смерти человека?

Человеческий ужас перед разумными машинами выглядит несколько странно, учитывая то, насколько мы стремимся добиться успехов в создании искусственного интеллекта, близкого к человеческому. Тему эту нещадно эксплуатирует кинематограф, как в прошлом – достаточно вспомнить нашумевшего «Терминатора» и его успешный сиквел, так и в современности – кино вроде «Чаппи». Не исключено, что скоро в нашу жизнь придут автономные технологии, способные причинить вред, и, что вероятнее всего, это будут некие военные дроиды или полицейские роботы (и снова привет тебе, кинематограф). Не исключено, что такое создание сможет причинить вред не по записанной в него программе, а случайно. Что делать в этом случае? Кому отвечать за действия искусственного интеллекта, который вышел из строя? Пока весьма очевидно, что эти развивающиеся технологии не совсем вписываются в привычные рамки справедливости и вины.

Не обходится без тех, кто отмахивается от этой темы, как не имеющей ничего общего с реальностью, и все же не стоит забывать о том, что роботов уже арестовывали за приобретение наркотиков. Не стоит забывать и о том, сколь быстро развиваются технологии. Мы прекрасно помним, каким был мир без интернета, навигационных систем, дронов, мобильных телефонов и социальных сетей, а так же мы прекрасно помним, сколько юридических проблем породило развитие технологий.

Мы быстро, радушно, буквально с распростертыми объятиями принимаем новые технологии как должное, и, как следствие, обязаны столь же быстро создавать правовые свободы и ограничения, отвечающие новшествам, вошедшим в нашу повседневную жизнь. Одной из функций действующей правовой системы является урегулирование поведения граждан, сдерживание и наказание граждан, нарушивших закон. Так же она предлагает компенсации пострадавшим.

Права и обязанности есть у юридических лиц, у тех, что создают, проектируют, продают машины, обладают на них правами – но что же с самими машинами? Ваш телефон, оснащенный Siri, не является юридическим лицом, но не исключено, что решения, принятые его «потомками», могут стать причиной серьезного ущерба.

Проблема установки уровня ответственности машин не нова – подобные соображения периодически возникают в корпоративной среде. Не просто понять, в каких обстоятельствах вина может перейти с пользователя на производителя или разработчика. Большинство современных законов все же подразумевает участие оператора.

В случае с дорогами режим предполагает, что существует водитель-человек, однако когда автономные автомобили окончательно войдут в нашу жизнь, законодательство потребует серьезной шлифовки.

Пока разумные технологии освобождаются от прямого управления человеком, становятся все более продвинутыми и получают свободу, все актуальнее становятся вопросы, связанные с риском, виной и наказанием. Телевидение и киноиндустрия могут сколько угодно фантазировать на тему крайних случаев, однако на деле нам все же не стоит пускать на самотек развитие законодательной базы.






Комментариев 0
avatar